Ректор ВШОУЗ рассказала о работе Службы "Скорой помощи" и поздравила коллег с праздником
Ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением Гузель Улумбекова поздравила врачей, фельдшеров, водителей и всех сотрудников службы «Скорой медицинской помощи» с профессиональным праздником.
«Вы делаете огромную и замечательную работу, которая нужна всем. Я за свою жизнь вызывала «скорую» два раза и навсегда благодарна людям, которые ко мне приезжали», - сказала она 26 апреля 2023 г. в пресс-центре «Известий».
По ее словам, в России работает 9,5 тысяч врачей «скорой помощи», 70,5 тысяч – фельдшеров и более 100 тысяч водителей.
Она также отметила, что службе очень повезло с руководителем профессионального общества – академиком Сергеем Багненко.
«Это неравнодушный человек, который болеет за развитие этого профиля медицинской помощи», - подчеркнула Гузель Улумбекова.
Повезло, по ее мнению, и Москве, где также работают грамотные специалисты. Как рассказала ректор ВШОУЗ, в Москве «скорая» приезжает быстрее, чем в любом другом регионе, хотя норматив по России в целом составляет всего 20 минут.
Врач рассказала, что прообраз службы, которую теперь все знают как «скорую», появился еще в 1818 году в Петербурге по инициативе надворного советника Генриха Людвига фон Аттенгофера. При этом поводы, которые потребовали ее создания, за эти годы не изменились – это и быстрая и неосторожная езда, и холодный климат, и перенаселенность города, и неприспособленность некоторого жилья. В конце 19 века уже врач Генрих Иванович Турнер предложил организовать специальную службу первой помощи при несчастных случаях, однако денег тогда у государства не нашлось. И только трагедия на Ходынском поле во время коронации Николая II заставила государство все-таки создать службу, которая оказывала помощь при неотложных ситуациях. Существовала она за счет средств бюджета и благотворителей.
В советском государстве решение о создании отдельной службы «скорой помощи», которая успешно существует до сих пор, было принято в 1927 году.
Ежегодно россияне более 44 млн раз обращаются к специалистам «скорой помощи». По нормативам это три вызова на 10 человек в году в системе ОМС. Кроме того, существует специализированная «скорая помощь» или санитарная авиация, которая оплачивается за счет средств регионов.
«В каждом регионе санитарная авиация своя. В основном это самолеты и вертолеты, а у кого-то есть катера, чтобы добраться до отдаленных населенных пунктов. Стоит она около 6 тысяч рублей без учета расходов на перелет или иной необходимый транспорт. В некоторых наших регионах, особенно северных, транспортные расходы могут составлять до миллиона. Однако несмотря на высокие затраты государство это делает», - рассказала ректор ВШОУЗ.
Гузель Улумбекова отметила, что пандемия COVID-19 обнажила ряд проблем «скорой помощи» - нехватка специалистов, высокий износ машин. За 20 минут удавалось доезжать лишь в 85% случаях. Вне пандемии этот показатель по стране – 90%.
Очень много в работе службы зависит от финансирования, которое осуществляется из средств ФОМС. Один вызов стоит в среднем около 3 тысяч рублей.
«А теперь представим, если в какой-то месяц нет пандемии или других массовых заболеваний, вызовов мало, соответственно, служба «скорой» получила меньше денег. Так что же, врачи и фельдшеры тоже должны меньше денег получить?» - возмущена она.
По ее мнению, в погоне за рыночными механизмами финансирования здравоохранения была допущена большая ошибка, когда «скорую помощь» включили в систему ОМС, поставив в зависимость от количества вызовов. Такие важные службы, убеждена врач, должны финансироваться жестко по смете, которая покрывает их базовые расходы.
«Это означает, что если специалисты приняли решение оказывать помощь по определенными технологиям и в определенных объемах, то государство должно обеспечить оптимальное количество врачей, фельдшеров и соответствующее функционирование станций «скорой помощи». Вопрос финансирования стоит остро», - подчеркнула ректор ВШОУЗ.
Косвенно о недостатке финансирования свидетельствует тот факт, что за последние 10 лет количество фельдшеров «скорой» сократилось почти на 10%, а врачей – на 40%. В результате многим специалистам службы приходится много перерабатывать.
Еще одной проблемой Гузель Улумбекова считает неравенство субъектов РФ в доступности этой помощи. По ее словам, обеспеченность врачами «скорой» в Москве составляет 1 на 10 тысяч населения, а в Санкт-Петербурге – даже 2, и это в разы больше, чем в других регионах.
«А что, там не российские люди живут? Им что, не нужна такая же помощь как в Москве или Петербурге, или в других более благополучных регионах?» - недоумевает врач.
В результате даже из относительно благополучного Татарстана целые бригады едут на подработки в Москву, привела она пример.
Как считает Гузель Улумбекова, система здравоохранения должна быть единой для всех регионов РФ, управляться централизовано, с едиными нормативами по оплате труда медиков и других статей расходов медицинских организаций, чтобы не было миграции кадров и граждане любого региона получали равнодоступную и качественную медицинскую помощь.
Она поддерживает предложение Общества Скорой медицинской помощи об объединении службы медицины катастроф со «скорой медицинской помощью», которое позволит повысить эффективность государственных расходов, а также введение принципа экстерриториальности оказания помощи.
Приветствует ректор ВШОУЗ и создание стационарных отделений скорой медицинской помощи, которые значительно повышают доступность медицинской помощи в неотложной и экстренной помощи.
«Это очень правильная идея, актуальная для стационаров, где не меньше 400 коек и не менее 50 человек в сутки поступает в приемное отделение», - заметила врач.
Гузель Улумбекова пригласила всех участников пресс-конференции на ХI международный конгресс «Оргздрав. Эффективное управление в здравоохранении», который пройдет 7-9 июня в Москве.